Общественники и эксперты обратили внимание на рамочный характер проекта ФЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ»
Общественники и эксперты обратили внимание на рамочный характер проекта ФЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ» 26.11.2018

Общественники и эксперты обратили внимание на рамочный характер проекта ФЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ»

   Палата просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края и  региональное отделение общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание» в рамках VII Международного инновационного форума провели круглый стол на тему: «Актуальное законодательство обеспечения научной и образовательной деятельности».  
   Представители образовательных учреждений, научно-технологического,  инновационного, промышленного комплекса, общественности собрались во второй раз, чтобы обсудить проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».
   Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере осуществления, развития научной, научно-технической, инновационной деятельности, определение правовых основ реализации государственной политики в данных сферах.
   Открывая мероприятие, председатель палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Светлана Бордукова отметила: «Наука является одним из главных навигаторов движения, который задает тренды и векторы развития всего сообщества. Обсуждение этого проекта является очень важным. От него во многом будет зависеть, какая у нас будет жизнь, ее качество».
   Модератор, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание» в Красноярском крае Ольга Владимирова обратила внимание на рамочный характер закона, наличие нечеткой  взаимосвязи данного законопроекта с другими нормативно-правовыми актами, что не позволит в будущем реализовать его в полной мере.  
   По мнению исполнительного директора  КГАУ "Красноярский краевой фонд науки" Ирины Пантелеевой, в законопроект необходимо добавить ряд терминов: «научные исследования», «коммерциализация научно-технических результатов», «специализированные фонды поддержки инновационной деятельности», но прежде всего, скорректировать понятие «научная деятельность». Если определять ее как творческую деятельность, будет размыта ответственность исполнителя за результат.
   Заместитель начальника Сибирского  юридического института МВД России по научной работе Николай Цуканов также считает, что определение «научная деятельность» не очень удачное в данном документе. Кроме того, по его мнению, новый закон должен устранять «недоговорки», которые наблюдались в предыдущем законе, а этот законопроект во многом их только усугубляет.
   По словам директора МАОУ средней школы № 1 имени В.И. Сурикова
Ольги Чащиной, новый закон и подзаконные акты не создают эффективной системы управления и ответственности за результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности. Она считает, что в принципе его целесообразней разделить на два закона — «О научной и научно-технической деятельности» и «Об инновационной деятельности в РФ».
   Участники круглого стола обсудили проблемы высшего образования. Многие выразили недовольство двухуровневой системой «бакалавриат-магистратура». Представитель Российской академии наук, генеральный директор ООО НПФ "Электрон" Валерий Владимиров отметил, что сегодня работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается, и подготовка   бакалавров отстает от специалистов.  
   Общественников и экспертов также беспокоит, что сегодня в магистратуру имеют возможность поступить бакалавры, получившие образование по совсем другой специальности. «Когда к нам в магистратуру по юриспруденции поступает человек с базовым техническим образованием, как нам из него в сжатые сроки сделать юриста, - удивляется Николай Цуканов, - это касается и аспирантуры, хорошо, что хотя бы в медицинском образовании установлены ограничения». Он предложил в законопроекте расширить список профессий с ограничениями, связанными с поступлением в магистратуру и аспирантуру.
   Проректор по науке Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Юрий Москвич не согласился с коллегой. Он уверил участников круглого стола, что если появятся такие ограничения для аспирантов, кто тогда даст новый взгляд на науку. Он напомнил, что в каждой научной области, есть люди, которые независимо от их стартового образования, меняли основные базовые представления в тех или иных областях науки.  
  Кроме того, дискуссию на мероприятии вызвал вопрос: все ли российские вузы имеют право присваивать научные степени. В настоящее время, по словам руководителя департамента подготовки кадров высшей квалификации СФУ Ольги Григорьевой, государство дает право присваивать степени самостоятельно 27 образовательным организациям. Она считает, что это сеть должна расширяться, но не все университеты должны иметь аспирантуру, только у ведущих вузов могут быть диссертационные советы.
   Юрий Москвич категорически выступил против данного предложения: «Мы вступаем на очень опасный путь. Прекращается эволюция университетов. Мне кажется, всем вузам надо дать шанс на развитие, ведущие вузы – это не навсегда. Я бы хотел, чтобы мы учли это при подготовке замечаний к законопроекту».
   По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция, которую направят в Общественную палату РФ  и в общероссийскую общественную организацию «Российское профессорское собрание».

Возврат к списку

Наши партнеры

Общественная палата Российской Федерации
Портал НКО
Портал гражданского общества Красноярского края
Официальный портал Красноярского края
Законодательное Собрание Красноярского края